Особенности методической работы в ОУ НиСПО в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

В Концепции российского образования на период до 2010 года говорится, что  «надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качство профессиональной подготовки…с ориентацией на международные стандарты качества, решительно повернуть учреждения НиСПО к потребностям местного рынка труда». Качество профессионального образования рассматривается как гарантия устойчивого развития экономики страны, обеспечения ее мобильными, компетентными специалистами. Этот социальный заказ нашел свое отражение в новых ФГОС, которые скоро станут для нас законом.

Стандарты третьего поколения предъявляют требования не к конкретным знаниям (квалификациям), как предыдущие, а к профессиональным компетенциям будущих рабочих и специалистов, их личным качествам. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих задач, т.к. новые стандарты:

  • Построены на основе (с учетом)профессиональных стандартов различных областей экономики и максимально учитывают требования работодателей,
  • Больше времени в вариативной части профессиональных образовательных программ(ПОП) – 30%,в 2 раза  больше,
  • Профессиональные компетенции формируются не только набором дисциплин (циклы дисциплин в стандартах 2 поколения), но и набором  профессиональных модулей,кторые включаются в междисциплинарные курсы,

Педагогическим коллективам придется преодолеть ряд трудностей, вызванных этими и другими отличиями:

  • Осуществление качественных маркетинговых исследований  рынка труда,
  • Необходимость значительного совершенствования МТБ, информационного обеспечения в условиях сокращения бюджетного финансирования,
  • Создание принципиально иных УМК с учетом перехода с цикличной организации учебного плана на учебные модули (другие учебники, пособия, рекомендации,  полное обновление УПД),
  • Дидактические материалы для выстраивания индивидуальных образовательных программ (рабочие тетради, портфолио и т.д),
  • Массовое освоение инновационных, личностно- ориентированных педагогических технологий, в том числе блочно-модульных,
  • Создание контрольно-оценочных материалов нового качества как для оценивания профессиональных компетенций, так и общих компетенций (как ОК вообще можно объективно оценить?) и т.д,
  • Создание междисциплинарных курсов (МДК)-важно, чтобы это было не механическое создание тематических групп(30% «свободного» времени новый стандарт требует отдать на освоение тех компетенций,(ОК,ПК), которые нужны заказчику,востребованы на рынке труда, интересны студенту (у него есть право выбора дополнительного вариативного модуля.

Как грамотно определить содержание МДК?

Как сделать его гибким?

Каков должен быть сам алгоритм, технология освоения новых ПОП с учетом возможностей создания индивидуальных ОП?

Как обеспечить независимую объективную экспертизу качества освоения модулей?

Вопросов очень много -их количество и сложность зависит от многих факторов, конкретных условий ОУ, но всех нас объединяет одно – главным фактором успеха, условием достижения качества является новый учитель, педагог, готовый к работе в условиях системного инновационного развития.

Педагог -ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретного учащегося, студента зависит от качества профессиональной подготовленности преподавателя, мастера п/о. Сегодня педагог должен быть готов принять инновации:

  • Он не должен бояться различных изменений в ПОП, учебных планах,
  • Он должен не только учить, но ,в первую очередь, создавать  условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих студентов,
  • Он должен владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться,
  • Он готов не только принять необходимую методическую помощь, но и совершает свой личный выбор и готов нести за него ответственность

Помочь соответствовать этим качествам в условиях подготовки к ФГОС нового поколения призвана методическая служба (МС) ОУ НиСПО. МС должна  сегодня быть «сервисной», т.е. работать исключительно на диагностической основе с целью:

  • Научить педагога выбирать профессионально грамотные решения в проблемной ситуации,
  • Помочь план решения профессиональной проблемы,
  • Оказать своевременную поддержку в реализации данного плана, т.е.  организовать «методическое сопровождение» в условиях подготовки к новым ФГОС.

Современные исследователи (О.К.Александрова, А.М.Моисеев, Т.И.Шамова и др.) считают, что деятельность зам.по учебно-методической работе, методиста должна быть направлена на повышение квалификации педагогов,на развитие их творческого потенциала.Методическое сопровождение –это целостное системное  взаимодействие методиста и педагога, направленное на оказание помощи в выборе наиболее оптимального пути решения профессиональной проблемы .с опорой на свой профессиональный и жизненный опыт в условиях конкретного ОУ.

Учитывая существующие проблемы «синдрома эмоционального выгорания педагога», особенно старшего возраста, (долговременные стрессовые реакции, возникающие в следствие продолжительных профессиональных стрессов, когда происходит процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии) необходимо, в первую очередь, работать над мотивацией педагога, расширением сферы его самосознания, изучением профессиональных возможностей и самореализации в профессии.

В этой ситуации методист должен гарантировать педагогу непрерывность сопровождения, которое прекращается как только решение найдено. Сегодня степень свободы при выборе решений должна быть увеличена, а личная ответственность возрасти.

Каковы основные этапы методического сопровождения в условиях подготовки к новым ФГОС?

  • Аналитико-диагностический этап (диагностика и самодиагностика)-анкеты, опросы, изучение УПД с целью выделения проблем,
  • Проектировочный этап (определение конкретного содержания, форм. Привлечение специалистов, организация условий для повышения квалификации)
  • Этап реализации маршрута профессиональной деятельности  (оказание помощи на начальном этапе, корректировка процесса исходя из профессиональных и личных особенностей)

Методическая работа в ГОУ СПО ШАПТ организована дифференцированно с разными  педагогами в зависимости от стажа и педагогического опыта, осуществляется в ПЦК,МО,ШМП,ШПМ ,ЭГ по проблемам интеграции ПОП НиСПО. Координирует работу методический совет, важнейшие вопросы выносятся для обсуждения на заседания педагогического совета. Придать работе целенаправленный характер позволяет использование в практике управления методической работой мониторинговых программ, которыми умеют пользоваться все участники УВП- от начинающего педагога до директора техникума.

Большую помощь в решении проблем повышения квалификации педагогических и руководящих работников оказывает ФПО НИРО.

Так в период с 2006 года силами сотрудников факультета все педагоги техникума прошли подготовку по  проблемам, которые были выделены как наиболее актуальные для ШАПТ в условиях ожидания ФГОС.

В рамках квалификационных курсов «Развитие творческого потенциала педагогов», «Менеджмент в образовании»,  «Теоретические и методические основы профессионального образования»,которые проводились для большинства педагогов ШАПТ, а также педагогов ОУ севера Нижегородской области на базе  техникума, были рассмотрены теоретические и практические аспекты:

  • Внедрения блочно-модульных и других личностно-ориентированных  технологий,
  • Применения информационных, мультимедийных  технологий в УВП,
  • Создания   контрольно-оценочных материалов для оценки качества освоения стандартов,
  • Осуществления процессов интеграции ПОП НПО и СПО в условиях эксперимента.

Эта подготовительная работа позволила сформировать мотивацию, привить вкус к инновационной, в том числе экспериментальной  работе,  дала педагогам техникума возможность:

  • Овладеть понятийным аппаратом новых ФГОС,
  • Изучить новые, в том числе информационные технологии, выбрать для себя и ребят наиболее приемлемые,
  • Использовать ППО  и критически его оценивать,
  • Овладеть методикой создания различных дидактических материалов и своевременно создать их (тесты, рабочие тетради, методические рекомендации для организации  самостоятельной учебной деятельности студентов),
  • Анализировать и адекватно оценивать себя в качестве субъекта инновационной деятельности.

Развитие воспитательной системы ОУ (самоуправление, волонтерство, профессиональное творчество, учебно-исследовательская деятельность, дополнительное образование, спорт)- необходимое условие формирования общих компетенций. Пожалуй, впервые  в профессиональных образовательных стандартах так четко названы ориентиры развития личности. Вот только как  измерить их? И дадут ли нам работодатели заявку на компетенции, без которых не возможен профессионал и гражданин? Профинансируют ли то, что часто дает  результат не сразу?

Вопросов много. Безусловно одно – новые стандарты, хотим мы или нет, заставят нас жить по законам рынка и работать качественно, чтобы быть востребованными.

Заместитель ГОУ СПО ШАПТ по учебно-методической работе  Т.Л.Созинова